Гибкие кабельные токоподводы

Гибкий токоподвод применяют для механизмов, перемещающихся во время работы и особенно в тех случаях, когда путь перемещения механизма невелик или когда устройство неизолированных троллеев трудно осуществить из-за отсутствия места или возможности случайных прикосновений.

Электросети городов

Гибкий кабельный токоподвод

Токоподвод выполняют гибким изолированным проводом или кабелем, закрепленным через определенные расстояния па каретках. Каретка представляет собой ходовой ролик, закрепленный между двух щек несущих к лицу для крепления проводов. Каретки перемещаются по натянутому стальному тросу вдоль пути передвижения крана или отдельного механизма. Перемещение кареток происходит таким образом, что по мере удаления механизма от места питания каретки расходятся, увлекая за собой и постепенно выпрямляя питающий провод, а по мере приближения — каретки, толкая друг друга, сходятся, образуя из проводов петли.

Конструкция кареток для гибкого токоподвода должна исключать заклинивание при их сближении. Недостатком гибкого токоподвода является сравнительно быстрый износ питающего кабеля из-за его частых изгибов и механических усилий при передвижении.

Чтобы провода не испытывали растягивающих усилий при разъезде кареток, последние соединяют между собой тонкими металлическими тросами, которые по длине несколько меньше, чем длина провода между каретками. Во избежание образования слишком больших петель длина проводов между каждой парой кареток обычно не превышает 6 м. При полном сближении кареток нижний конец свободно свисающей петли находится на расстоянии не менее 2,5 м от пола в местах прохода и не менее 2 м — в малодоступных местах.

При устройстве гибкого токоподвода устанавливают коробку зажимов для перехода с обычного кабеля на гибкий. При выборе места установки этой коробки и начала гибкого токоподвода необходимо иметь в виду, что все каретки, собранные вместе, не должны создавать дополнительную необслуживаемую зону или ограничивать свободу передвижения механизма.
Это особенно важно для механизмов, которые перемещаются в обоих направлениях по возможности до крайних положений, что позволяет максимально использовать рабочий путь механизма.

Иногда при сравнительно длинных путях для перемещения механизма или при путях, имеющих закругление по трассе, вместо троса в качестве направляющей для кареток применяют монорельс из двутавровой стали, проложенный параллельно путям, но это требует изготовления специальных кареток. В этом случае конструкция получается более тяжелой, но зато и более надежной. Провода гибкого токоподвода небольших механизмов можно закрепить не на каретках, а на кольцах, перемещающихся по натянутому стальному тросу.

Длина троса не должна превышать 30—40 м. При большей длине увеличивается стрела провеса и появляются затруднения с натяжением троса.

Гибкий токоподвод может быть также применен в пожароопасных и взрывоопасных помещениях, где неизолированные троллеи недопустимы из-за возможности искрения при перемещениях токосъемников на троллеях.

В помещениях с нормальной средой гибкий токоподвод в последнее время заменяют троллейными щинопроводами.