Монтаж ответвлений от шин (спусков)

Спуски от сборных шин к аппаратам, установленным в ячейках ОРУ 110—220 кв, делаются во время натяжки ошиновки. Длина спусков определяется по замерам или расчетам, учитывая необходимый запас по длине в 10—15%. На нижний свободный конец спуска накладывается бандаж из проволоки 02—2,5 мм.

Присоединение спуска к сборным шинам осуществляется одним из следующих методов, не требующих разрезания основных проводов.

А. Применение болтовых ответвительных зажимов типа ОА-2-1 и других. Болтовые зажимы пригодны для устройства ответвлений при проводах как одного, так и разных сечений.

После зачистки концов провода и поверхностей зажима производится оболчивание зажима с применением мягких алюминиевых прокладок.

Ответвительные зажимы

Б. Применение прессуемых ответвительных зажимов. Если спуск делается проводом иного сечения, чем сечение основного провода, используются разъемные ответвительные зажимы типа ОА-70-12 и т. д. Для присоединения спуска к болтовой лапке зажима на его верхнем конце устанавливается аппаратный контактный зажим типа А2А-70-2 (и т. д.).

Если спуск делается проводом того же сечения, что и основные провода, могут быть использованы ответвительные прессуемые зажимы неразъемного типа ОА-70-1 и т. д., в которых конец спуска запрессовывается прямо в нижнюю часть зажима.

В. Использование овальных линейных соединителей. Этот способ из-за меньшей надежности допустим только как исключение в установках малой мощности. При этом применяются овальные соединители. Опрессовка делается специальными клещами: для проводов до 120 мм МИ-19; от 120 мм и выше —тип МИ-31а. Обжимка ведется в соответствии с заводской инструкцией. Концы проводов, кроме того, для надежности свариваются. Для проводов мелких сечений 35—95 мм соединители СОАС ставятся с дополнительной скруткой.

Г. Метод крепления спусков к основным проводам сборных шин сваркой в разъемной стальной или чугунной форме. Этот метод начал применяться только в последние годы и показывает хорошие результаты. Преимущество этого метода заключается в упрощении монтажа с отказом от использования зажимов из цветного металла, а также и болтов (при болтовых зажимах). Время выполнения стыка сокращается в 3—4 раза, что ускоряет монтаж и снижает стоимость работ. Механическая прочность и электрические свойства сварного стыка вполне удовлетворительные.

Сварка выполняется следующим образом: металлическая форма с зажатыми в нее проводами (одинакового или различного сечения) разогревается пропано-кислородным пламенем при помощи специальной двухрожковой горелки. При этом алюминиевые повивы провода сплавляются. Во время плавки через верхнее отверстие формы добавляется присадочный металл в виде заранее заготовленных алюминиевых прутков. Добавки каких-либо флюсов не требуется. Размешивание расплавленного металла в форме производится стальным крючком-мешалкой.

Приварка ответвления-спуска делается на земле на легкой передвижной подставке, когда провод спущен вниз после визирования и замера. Перед сваркой провод хорошо очищается до блеска стальной щеткой на длину 100—150 мм от намеченного места приварки спуска.
Присадочные прутки перед самой сваркой также тщательно очищаются и обезжириваются (бензином или ацетоном).

После окончания сварки (с заполнением формы металлом) нагревание прекращается и форма медленно охлаждается. После снятия формы место сплава зачищается вручную напильником.
Окончательный выбор типа присоединения ответвления-спуска производится на месте в зависимости от характера установки, марки проводов и имеющегося в наличии монтажного оснащения.