Сборка и установка опор ВЛ

Железобетонные и деревянные опоры обычно изготовляют на специализированных заводах, полигонах или строй дворах. На заводах или полигонах осуществляют сборку одностоечных и подгоночную контрольную сборку А-образных опор.

Окончательную сборку А-образных опор, а в ряде случаев и сборку промежуточных опор выполняют на трассе ВЛ. Сборку опор на пикетах производят на специально расчищенных и оборудованных площадках с размерами, позволяющими удобно выложить стойки, траверсы и прочие детали опор.

установка опор ВЛ

Сборка и установка опор ВЛ

Детали опор должны доставляться к месту сборки комплектно со всеми элементами соединений и с нанесенными на них защитными покрытиями (битумом и антисептиками).

Для перевозки опор используют автомашины или тракторы с прицепами, а в зимних условиях — сани.

Одностоечные опоры (свечки) доставляют на трассу ВЛ в собранном виде, а многостоечные — в собранном или частично разобранном. Погруженные на автомашину для доставки на трассу опоры или части (элементы) их закрепляют тросами или канатами к специальным крюкам, а на прицепах — к вращающейся перекладине.

При перевозке одностоечных опор на автомашинах с прицепом их укладывают рядами комлями в кузов с предварительной установкой на площадке кузова стойки со стороны, противоположной погрузке.

Разгрузку одностоечных опор производят с таким расчетом, чтобы избежать подтаскивания опор при их установке. При разгрузке опоры выкладывают на деревянные прокладки, исключающие возможность прогиба опор.

Погрузку и разгрузку опор производят автокраном. При переноске на небольшие расстояния и сборке опор используют-различные приспособления.

Перед сборкой детали опор (подвергают осмотру и проверке. При обнаружении на деталях опор дефектов (на 1 м не более двух раковин размером 10X10 мм) опоры бракуют. Если повреждены защитные покрытия, их восстанавливают путем окраски разогретым битумом.

Допускается также применение неоцинкованной проволоки диаметром 5—6 мм. Для защиты от коррозии неоцинкованную проволоку, а также стальные хомуты и болты и другие детали покрывают лаком № 177 в два слоя.

Перед подъемом и установкой опоры на пикете обеспечивают свободный доступ механизмов и надежное закрепление якорей для оттяжек. Вырытый для опоры котлован расчищают на полную глубину, а доставленную опору укладывают в исходное для подъема положение.» Собранные опоры на пикете устанавливают с помощью механизмов и приспособлений.
Механизмы, приспособления и инструменты, применяемые при сборке и установке опор, приведены в приложении.

Подъем и установка опор с применением специальных механизмов является наиболее простым и прогрессивным способом.

При подъеме и установке опор краном последний устанавливают в 3—4 м от оси трассы ВЛ. Опору в собранном виде укладывают около котлована и прикрепляют к ней подъемные стропы несколько выше ее центра тяжести, а к головке опоры прикрепляют веревочные оттяжки, необходимые для последующей выверки опоры. Крепление тросов к механизмам, опорам и соединения их производят при помощи инвентарных захватов, ушей и зажимов. Крепление тросов узлами не допускается. При подъеме железобетонных опор захват их стоек производят в двух местах. Опору поднимают краном до занятия ею вертикального положения и с помощью оттяжек устанавливают в котловане на необходимой отметке. После выверки опоры котлован засыпают грунтом и опору освобождают от стропов и оттяжек.

При подъеме и установке А-, П- и АП-образных опор с помощью падающей стрелы опору выкладывают у котлована плашмя с таким расчетом, чтобы основания ног опоры находились у края котлована на расстоянии 0,3 м от него. В котлованы опускают упорные доски для обеспечения скольжения по ним ног опоры при ее подъеме.

К верхушке опоры прикрепляют две оттяжки И тормозной трос для удержания опоры от возможных поперечных перемещений во время подъема. Деревянную или металлическую А-образную падающую стрелу устанавливают по оси опоры с наклоном в сторону опоры на 15—20°. Стрелу оснащают ,в основании опорными плитами для предотвращения вдавливания в грунт ног стрелы. От подъемной лебедки или иного тягового механизма пропускают тяговый трос через вершину стрелы и присоединяют его к опоре.

После пробного подъема опоры на высоту 0,5—0,7 м от земли, проверки крепления тросов и правильности положения стрелы и опоры производят плавный и постепенный ее подъем. Ноги опоры при этом съезжают в котлованы по установленным в них доскам. Подъем опоры после выхода стрелы из работы производят непосредственно тяговым тросом. При приближении опоры к точке «перевала» тормозной трос подтягивают и наблюдают за тем, чтобы он находился в натянутом положении вплоть до установки опоры в вертикальное положение. Для удержания от падения после выхода стрелы из -работы ее до подъема опоры прикрепляют через блок к траверсе опоры. При отсутствии механизмов подъем и установку легких опор производят вручную с применением багров и ухватов. Для подъема опору упирают ногой в край котлована, а затем последовательным перемещением багров и ухватов в направлении от вершины к комлю опору постепенно поднимают до вертикального положения, при этом комель опоры одновременно опускают на дно котлована. Во избежание осыпания грунта на дно котлована устанавливают опорную доску. Подъем опор ручным способом требует слаженной и четкой работы и тщательного надзора, так как рабочие во время подъема находятся под поднимаемой опорой.

При выверке правильности положения опоры при ее установке добиваются того, чтобы ось опоры находилась в вертикальной плоскости вдоль и поперек трассы с отклонением не более 1 см на 1 м высоты опоры, выход опоры из створа не более 10 см, траверса опоры занимала строго горизонтальное положение, промежуточные и анкерные опоры находились в перпендикулярном положении по отношению к оси линии, траверсы угловых опор располагались по биссектрисе угла линии. Правильность установки одностоечных опор проверяют отвесом, сложных — теодолитом или нивелиром.

Выравнивание деревянных или железобетонных опор производят путем выборки грунта из-под более высокой ноги или же подкладыванием отрезков досок .под более низкую ногу. После выравнивания опору засыпают грунтом слоями толщиной 20—30 см, уплотняя механической или ручной трамбовкой, причем у каждой стойки опоры делают подсыпку грунта высотой 40—50 см.

Рытье котлованов в слабых .грунтах (плывуне, сыпучем грунте и т. д.) представляет большую трудность и не всегда удается вырыть котлован необходимой глубины, так как он быстро затягивается грунтом. В этом случае опору устанавливают в котлован и она под действием собственного веса при покачивании за растяжки или -размывании грунта водой из гидромонитора погружается на необходимую глубину. Для предотвращения сверхнормативного (для этих грунтов) заглубления к опоре прикрепляют ригель длиной 2—2,5 м на расстоянии не менее 30—50 см от поверхности земли. Котлован после установки опоры следует забутить камнем.

При установке опор на заболоченных местах или затапливаемых участках, где возможны размывы грунта, опоры укрепляют подсыпкой грунта или замощением. При необходимости для защиты от ледовых нагрузок опоры снабжают отбойными столбами или ледорезами. Ледорезные устройства лучше совмещать с фундаментом опоры.

В случае попадания на пикете трассы ВЛ валунов больших размеров они могут быть использованы для закрепления промежуточных свободно стоящих опор. Применение валунов сокращает затраты труда на производство земляных работ и отпадает необходимость железо бетонного подножника.

Валуны для закрепления опор должны состоять из крепкой неразборной скалы (без трещин), допускающей заделку анкерных болтов, и находиться в грунте на 0,9 своей высоты. Удельный вес камня должен быть не менее 2. Размеры валуна определяются наружным осмотром путем отрывки небольших шурфов или путем бурения скважины в валуне. Перемещение валунов или его отрывание со всех его сторон не допускается. Возможность применения валунов согласовывается с проектной организацией.

По окончании установки опоры на нее на высоте 2,5 м от земли наносят краской постоянный знак с обозначением номера опоры и года установки. Знаки могут изготовляться в заводских условиях стандартных размеров из полиэтилена.