Монтаж воздушных линий

Разбивка трассы и рытье котлованов под опоры. Разбивка трассы ВЛ заключается в переносе линии с проектного чертежа на местность путем определения мест установки опор и забивки в этих местах -временных знаков (пикетов). Работы, связанные со сносом постоянных и временных строений и препятствий, находящихся на трассе и мешающих сооружению ВЛ, а также расчистка трассы от деревьев и кустарников под опоры осуществляются строительными организациями.

В целях сохранения лесного массива парков и зеленых зон вокруг городов и населенных пунктов просеку для ВЛ 6—10 кв вырубают шириной не более 5—6 м для опор с крюками и 8—9 м для опор с траверсой. Вырубка просек для ВЛ до 1 000 в не обязательна. Однако для того чтобы выдержать нормируемое расстояние 1 м от отклоненного провода до деревьев, ширину трассы ВЛ делают не менее 3—4 м.

Монтаж воздушных линийПри прохождении ВЛ через территории фруктовых садов с насаждениями высотой не более 4 м вырубка просеки не обязательна. Просека очищается от порубленных деревьев и кустарников.

Перед началом собственно монтажных работ при изучении трассы ВЛ электромонтажники уточняют места установки опор и выбирают площадки для размещения опор до их подъема и установки, а также выбирают места для расстановки барабанов с проводом и тросом с учетом строительной длины провода. Если «центровые знаки (пикеты) опор попадают в неудобные для расположения опоры и не учтенные проектом места, знаки сдвигают в более удобные места с соблюдением нормируемых расстояний. Опоры ВЛ размещают таким образом, чтобы они не затрудняли движения транспорта и пешеходов.

До начала земляных работ проверяют с помощью вешек правильность положения пикетных знаков. Для одностоечных опор пикет определяет местоположение центра котлована. Котлованы роют вдоль линии трассы. Опоры А-образной формы устанавливают по створу трассы (анкерные и концевые) или по биссектрисе внутреннего угла поворота трассы (угловые). Для разбивки котлованов под А-образные опоры целесообразно пользоваться шаблонами. Внешние границы котлованов под опоры ВЛ на поверхности земли определяются углом естественного откоса. Глубину котлованов определяют по проекту в зависимости от свойства грунта, высоты опоры, климатических условий района и количества проводов, подвешиваемых на опоре.

Рытье котлованов под опоры обычно производят механизированным способом. Котлованы цилиндрической формы для одностоечных опор глубиной до 2—3 м роют с помощью авто буров и бурильно-крановых машин, а прямоугольного сечения—одноковшовыми экскаваторами. На участках с крутыми склонами, подвергающимися размыванию паводковыми водами, котлованы разрабатывают вручную. Продольная ось котлованов располагается перпендикулярно направлению склона оврага, а яма для установки ригеля — перпендикулярно разработке котлована.

При небольшом объеме земляных работ и на участках с разветвленной сетью подземных и наземных коммуникаций, а также в местах, занятых под садовые и другие ценные культуры, где применение механизмов затруднительно, производится ручная разработка грунта.

Ручную разработку грунта рекомендуется производить при помощи ручных буров, ковшей-лопат и пашней, пневматических лопат-ломов, штыковых лопат и ломов.

В случае необходимости .рытья двух совмещенных котлованов под установку одной опоры глубину котлованов выполняют одинаковой с тем, чтобы дно их находилось на одном уровне с расхождением в отметках не более 10 мм.

Чтобы предотвратить излишнюю нагрузку на стенка котлована и возможности обвала, при рытье котлованов грунт отбрасывают в сторону на расстояние 0,5—1 м от бровки котлована.

Котлованы разрабатывают с естественными откосами или с креплениями. Устройство креплений не требуется при рытье котлованов глубиной до 2 к и в случаях, если нет необходимости производить работы непосредственно в котлованах.

Подверженные затоплению поверхностными водам котлованы ограждают от обрушения нешпунтованными досками. При значительном притоке воды производят откачку ее из котлованов насосами.

В слабых и сыпучих грунтах установку опор рекомендуется производить на свайных фундаментах.

Рытье котлованов в зимнее время производят в предельно сжатые сроки во избежание промерзания дна котлована. При пониженной температуре котлованы роют не на полную глубину, а до отметки несколько выше проектной. Не выбранный слой грунта удаляют перед установкой опоры.

Во избежание несчастных случаев вырытые,котлованы надежно ограждают. На ограждениях котлованов, расположенных в местах проезда транспорта и прохода пешеходов, устанавливают предупредительные плакаты, а в ночное время—сигнальные фонари.